Чамагудао обладают характерными особенностями линейного культурного наследия.

Древние пути чайных караванов (чамагудао) – это одни из наиболее высокогорных и рельефных дорог в мире, по которым распространялась культура. Это важные ниточки, связывавшие Тибет с районами внутреннего Китая, исторические свидетельства совместного существования и добрососедских отношений между ханьцами, тибетцами и другими народностями. Также это древний торговый коридор между Китаем и разными странами южной и юго-восточной Азии. Чамагудао разделялись на три разных больших пути: сычуаньско-тибетский, юньнаньско-тибетский, цинхайско-тибетский (ганьсийско-цинхайский), соединявшиеся с многочисленными ответвлениями и дополнительными путями. Они соединяли Сычуань, Юньнань, Тибет, Цинхай и ещё 6 провинций, а также места проживания более чем 20 народностей, формируя одну огромную транспортную сеть. Вдобавок они протянулись на территорию Бутана, Сиккима, Непала, Индии вплоть до Ближнего Востока, Северной Африки и побережья Красного моря. Главной веткой чамагудао всегда считалась юньнаньско-тибетская, сформировавшаяся примерно в конце 6-го века нашей эры. Её южный конец располагался в древнем посёлке И У (уезд Мэнла автономного национального дайского района Сишуанбаньна, провинции Юньнань) – главном районе производства юньнаньских чаёв. Этот путь проходил через область Пуэр, автономный район народности бай Дали и древний город Лицзян, затем через Шангри-Ла входил в треугольник на границе Юньнани, Сычуани и Тибета. Северные ответвления чамагудао вели в Синьцзян, Цинхай, Ганьсу и смыкались с трассой Великого Шёлкового Пути. На восточном направлении караванные дороги приводили в Гуанси, Гуйчжоу, Хубэй, Хунань и другие внутренние провинции Китая. По западному направлению можно было через Тибет достичь Индии, Пакистана, Непала, Сиккима, Бутана. А на юг и юго-восток чамагудао протянулись до стран ЮВА: Мьянмы, Вьетнама, Лаоса, Таиланда и других. То есть древние пути чайных караванов вели практически во все страны южной, западной и юго-восточной Азии.

Линейное культурное наследие – это появившаяся в последние годы разновидность совершенно новой копцепции охраны культурного наследия. Она возникла и развилась благодаря изучению сети культурных путей. В основном она указывает на те районы в форме полосок или линий, где имеется большое собрание особенных культурных ресурсов, которые благодаря протяжённости района разбросаны широко, и много видов артефактов. Но при этом ситуация с их сохранением сложная, и высока степень трудности в защите материального и нематериального культурного наследия. Каналы, дороги, линии железных дорог являются основными примерами линейного культурного наследия. В настоящий момент в Китае в список такого наследия внесены Шёлковый Путь, канал Пекин-Ханчжоу, Великая стена и ещё 19 объектов. Эта сеть путей государственного линейного культурного наследия покрывает примерно 250000 километров.

Чамагудао, связывающий в одно целое места производства чая, места его складирования и места его потребления, имеет 5 образующих аспектов. Во-первых, это старые чайные сады (или отдельные деревья), древние чайные марки и старые заводики. Во-вторых, это древние посёлки и города, почтовые станции и рынки. В-третьих, древние дороги. В четвёртых, древние храмы и монастыри, в-пятых, мосты, колодцы, наскальные надписи, каменные барельефы и другие сохранившиеся артефакты. Чамагудао – это великие творения, превосходящие время и пространство, которые оставили все народы вдоль этой трассы. Эти творения обладают важной историко-культурной ценностью, они настоящие чудеса в истории человеческой цивилизации. Поэтому древние пути чайных караванов были включены госуправлением по памятникам культуры в перечень кандидатов в список охраняемых объектов линейного культурного наследия Китая.

За последние годы провинция Юньнань активно развивает работы по охране стоящих на чамагудао древних посёлков, сохранившихся деревень, старинных построек и почтовых путей и других культурных артефактов. Провинция на данный момент уже назвала среди 60 известных историко-культурных поселений 46 древних посёлков и деревень, которые стоят на чамагудао, где наличествует фон караванной культуры, относительно богата среда сохранившихся артефактов, и исторический облик хорошо сохранился. Уже имеется около сотни мест, связанных с древними чайно-караванными путями, где культурные руины были рекомендованы для внесения их в список охраняемых в разной степени памятников культуры. В июне 2008-го года «Технология создания чая пуэр» была включена во второй государственный список объектов нематериального культурного наследия, а «Технология создания сягуаньской точи» в июне нынешнего года была включена в третью партию аналогичных объектов.

Четыре предложения по усилению охраны чамагудао

Из-за недостаточно глубокого исследования темы древних путей чайных караванов, не слишком подробного знакомства историков с этой темой, неясного состояния дел в этой области, неполной структуры, нехватки средств и других реальных трудностей работы по охране чамагудао ещё сталкиваются со многими проблемами. Особенно трудные вопросы возникают по причине огромной раскинутости этих путей, наличие множества типов артефактов, запутанной ситуации с их сохранностью, и необычайно большой степенью сложности в ведении их охраны. Помимо этого проходит время, климатические изменения вкупе со стихийными бедствиями безжалостно поглощают памятники на древних путях. Драгоценная традиционная культура всех народов, живущих вдоль этих путей, в виде речи и письменности, строений, одежды и украшений, характерных прикладных ремёсел и жизненного уклада, испытывает мощное воздействие культур, приходящих извне. Вслед за ростом населения в этих районах, потери открытого пространства, продолжающейся экспансии городов, а также изменения способов сообщения, особенно строительства раскинувшихся вдоль и поперёк современных скоростных автобанов и крупноформатных гидроэлектростанций, множество культурных памятников-объектов охраны и природа оказались взаимно разорваны, утратив необходимое культурное содержание.

На основании вышеуказанных причин авторы полагают, что охрану линейного культурного наследия чамагудао необходимо проводить с учётом некоторых нижеуказанных аспектов.

Прежде всего надо усилить фундаментальные исследования по этой тематике. Надо создать механизм координирования управления на самом высоком уровне. На основании рабочей стратегии, согласно которой власти руководят, общество принимает участие, чётко распределяются обязанности, и формируются общие усилия, необходимо усилить степень политической и финансовой поддержки. Все регионы провинции должны действовать совместно. Требуется, ухватившись за общую основу и частные особенности, всеми силами добиваться совместного использования ресурсов, по преимуществу дополнительных. Надо выгодно связаться с третьим общенациональным движением по поиску памятников культуры и доделать работы по поиску ресурсов культурного наследия чамагудао во всех регионах, округах и областях провинции. Также необходимо активно собирать культурные памятники, связанные с древними путями чайных караванов, непрерывно пополняя коллекцию памятниками любого уровня. При этом не стоит ограничиваться в охране памятников в традиционном смысле этого слова, также надо область защиты распространить на нематериальное культурное наследие, накопленное в традиционной культуре, и на окружающую экологическую среду.

Во-вторых, организация программы охраны на научной основе требует разработки насущных и выполнимых мер по защите. Нужно увязать эту работу с планами на 12-ю пятилетку (2008-2013 – прим.перев.), отредактировать план защиты культурных памятников в соответствии с разработанными местными генеральными планами экономико-социального развития, с планами строительства в городах и посёлках, гидротехническими проектами, путями сообщения и другими специализированными планами. Также надо обнародовать пакет эффективных мер по защите. В соответствии с географическими связями, историческими пластами и культурным ассортиментом необходимо выбрать отрезки чамагудао, наиболее важные и имеющие характерные особенности. На основании успешного опыта в защите нематериального культурного наследия нужно построить центр по охране наследия чамагудао.

Третий момент – это рациональное развитие на благо народа. Требуется правильно распорядиться отношениями между хорошей защитой и развитием. В процессе создания сычуаньско-юньнаньско-цинхайско-тибетского бренда «Большой Шангри-Ла» чамагудао может взаимно сочетаться с идеей «коридора между тибетцами и народностью и», становясь наиболее оптимальным звеном в тематике туризма в этой местности. Само собой разумеется, что в этом процессе ещё нужно обращать внимание на осторожный с точки зрения науки подход, поощряющий и направляющий всё большее количество народа для участия в этом проекте. Одновременно с этим не стоит забывать, что древний чайно-лошадиный путь проходит через районы, обладающие наиболее богатым биологическим разнообразием на территории Китая. Необходимо исходить из предпосылки единых действий, направленных на защиту культурно-экологических ресурсов и на поддержание равновесия между человеком и природой, утвердить научную стратегию умеренного развития, предотвратить чрезмерное развитие и порчу искусственным ландшафтом изначальной природы чамагудао.

Наконец, четвёртый аспект – это «ставя далеко ногу, надо задумываться о новых рубежах». Доводить наследие до сведения мировой общественности – это значит на весь мир пропагандировать ценность наследия и показывать результаты защиты этого наследия. Идя этим путём, надо прежде всего добиться получения международного контроля. Успешный рапорт для мирового сообщества о наследии в значительной мере повысит международную известность наследия, а также поспособствует организации работы по защите по единым мировым стандартам, с получением всевозможной поддержки и поощрения от мирового сообщества, что принесёт благоприятное взаимодействие и даст толчок для дальнейшего развития. Опираясь на «Всемирную конвенцию ЮНЕСКО о защите культурного и природного наследия», а также на специальное «Руководство к действиям», где выдвигаются требования всеобщей и выдающейся ценности наследия, его аутентичности, целостности и ряда других факторов, необходимо оценить ситуацию с защитой чамагудао, определить ценность этого наследия, улучшить пропаганду этого наследия в среде общественного мнения. Чтобы рапортовать перед комиссией ЮНЕСКО о наследии древних чайно-караванных путей надо активнее разворачивать реализуемые исследования, и даже более того – обеспечить научно-достоверную основу для принятия решения.